LiveJournal TOP



TOP30 users

Шевелись, Плотва!

fritzmorgen



Если в присутствии культурного человека сказать, что «циник» — слово греческое, он тут же вспомнит, что это из Чехова, из пьесы «Безотцовщина», и что полностью фраза звучала так: «Циник слово греческое, в переводе на твой язык значащее: свинья, желающая, чтобы весь свет знал, что она свинья». Также культурный человек невольно вспомнит, что реплику эту произносит Иван Иванович Трилецкий, полковник в отставке, и что обращается Трилецкий к матёрому конокраду Осипу, который бравирует тем, что живёт воровством.

Конечно, есть свой культурный код и у людей, которые из Чехова только «Каштанку» и смотрели. Вместе с тем образованным людям достаточно очевидно, что различать в лицо актёров «Дома-2» это одно, а понимать разницу между Шпаликовым и Левитанским — совсем другое.

До последнего времени компьютерные игры общество ставило примерно в ту же категорию, что и популярную музыку с американскими боевиками: на полку скоротечной моды, которая с годами неизбежно пройдёт, не оставив после себя почти никаких следов. Считалось, что компьютерные игры — это для тех, кто не дорос до книг. Непонятный жаргон геймеров вызывал те же чувства, что и жаргон советских хиппи: пусть протестуют, пусть выдумывают свой язык, мы все когда-то были глупыми и молодыми.


https://www.youtube.com/watch?v=vwlxr3SIrlI

В десятые годы однако компьютерные игры, даже массовые, потихоньку вползли в ту нишу, в которой книги раньше царствовали безраздельно. Раньше, в нулевые, девяностые и восьмидесятые, игры-шедевры были всё же уделом немногочисленных гиков: типичный пользователь под «игрой» представлял или «Тетрис» с «Косынкой» или, в самом лучшем случае, «Дум» с «Варкрафтом».

В 2015 году на узкие экраны наших компьютеров вышел третий «Ведьмак»: шедевр, созданный поляками на основе книг того самого Анджея Сапковского, семидесятилетие которого мы вчера праздновали.

Выход третьего «Ведьмака» стал событием; даже если вы не интересуетесь играми, вы наверняка заметили в 2015 году всплеск шуток на тему «Шевелись, Плотва» и «Пора смазывать меч». Причина столь неожиданного для многих выплеска популярности заключалась отнюдь не в игровой механике. «Ведьмак» имеет хороший сюжет, который помещает героя в декорации классической драмы — раз за разом игроку приходится делать сложный выбор между плохим и плохим исходом.

Полное прохождение игры заняло у меня в своё время примерно 150 часов. Довольно много — однако если бы я потратил это время на чтение хороших польских писателей, я навряд ли получил бы больше пользы и больше удовольствия. Пятьдесят лет назад культурный человек должен был прочесть Достоевского, Фолкнера и Хемингуэя. Тридцать лет назад культурный человек всё ещё должен был читать; он мог полностью проигнорировать видеосалоны и прочие модные веяния, практически ничего не потеряв в плане культуры. Сейчас времена изменились. Не играющий в игры культурный человек невольно вынужден замыкаться в прошлом — с ним уже невозможно вести на равных беседу об окружающем мире, как нельзя было бы обсуждать двадцатый век с Пушкиным, если бы тот внезапно восстал из мёртвых, чтобы принять участие в светской беседе.

Примечательный факт — в третьем «Ведьмаке» полно грязных шуток, постельных сцен и прочего очень «взрослого» содержимого. Эта игра изначально создавалась взрослыми и для взрослых: самые талантливые игроделы из Польши вкладывали неё свою душу, пытаясь одновременно и развлечь нас, и рассказать нам что-то очень важное. Многие поляков услышали или попытались услышать. Другие, увы, привычно примкнули к лагерю любителей дешёвых во всех смыслах телешоу, заранее оправдав себя предрассудками в духе «игры для детей» или «у меня есть дела поважнее».

Иосиф Бродский сказал в своей Нобелевской лекции, что есть преступление более тяжкое, чем сожжение книг. Это — пренебрежение книгами, их не-чтение.

У меня нет никаких оснований сравнивать себя с Бродским, однако я не собираюсь дожидаться, пока очередной нобелевский лауреат выскажет то, что очевидно уже сейчас. Не играть в игры — более тяжкое преступление, чем запрещать их. Будьте порядочными членами общества, не отрезайте от себя этот важнейший ломоть современной культуры. Культура вам этого не простит.

Вместо подведения итога замечу, что я не считаю третьего «Ведьмака» идеальной игрой. Если бы сейчас передо мной сел представитель команды разработчиков и спросил, как можно было бы улучшить игру, я сходу перечислил бы, пожалуй, несколько десятков нуждающихся в доработке мелочей. Та же «Кингдом Кам», главное открытие 2018 уже года, может подсказать полякам массу перспективных направлений для шлифовки напильником.

Улучшенного «Ведьмака», впрочем, ждать придётся долго. Многие ожидали, что польская студия «Сиди Проджект Ред» будет вслед за третьим «Ведьмаком» делать четвёртого, однако недавно она заявила, что скоро уже будет выпущена игра о будущем в духе романов Уильяма Гибсона, «Киберпанк 2077». Полагаю, у меня, как у культурного человека, не будет иного выбора, кроме как пройти и эту игру.

src

Last posts:
Last posts