LiveJournal TOP



TOP30 users

Как иллюстраторы живут на авторские книги

miumau




Меня уже несколько раз спрашивают читатели, как это работает - как делаются "авторские книги", как на это можно жить, как это считают, как это вообще может иметь смысл, если работа такая дорогая, а никто нигде таких денег на самом деле не платит. И по комментариям я опять вижу, что многие совсем не представляют себе механизм, сценарий, по которому такое делается. Вот, расскажу подробнее.

Авторская книга, сделанная иллюстратором на свой страх и риск и по своей инициативе - в принципе очень востребованный в издательствах товар. Потомучто ни во что авторы так не вкладываются.



Попробуйте посчитать, сколько нужно дать денег иллюстратору, если вы захотите заказать ему по-настоящему пышно иллюстрированное издание! Например, давайте возьмем за пример историю, которая недавно была, про издательство, искавшее иллюстратора для книги-мельтешилки (виммельбук). Это такие книжки, где на каждой картинке много-премного всего происходит, там обычно нарисовано по несколько десятков персонажей, а на хорошей и большой книге их может быть на одном развороте больше сотни. Множество деталей, десятки мелких сюжетиков на каждом развороте, и желательно все они должны быть еще как-то взаимосвязаны между собой (плюс у каждого отдельного разворота свой сюжет). Любой иллюстратор хочет за один такой разворот минимум 400 евро. А то и больше, если там правда совсем много всего. Если делать такую совсем детскую книжку для самых маленьких, где толстые страницы толщиной в несколько миллиметров, можно сделать мало страниц. Мало - это все равно минимум 20 страниц, это 10 разворотов. Это 4000 евро. Что уж там говорить о том, что вообще-то средняя хорошая детская книга - это 38 страниц... Ну и дальше берите калькулятор и считайте. Если кто-то хочет издать богато иллюстрированную книгу-сказку, это означает, что на каждом развороте должны быть картинки, желательно - минимум половина пространства должна быть ими занята. Т.е. если книга - каких-нибудь 60 страниц, считайте 30 полосных иллюстраций, а многие сказки просят 80 или 120 страниц.

Вернусь к мельтешилке. Там скандал заключался в том, что некое издательство бросило в иллюстраторское сообщество заказ, и несколько иллюстраторов предложили свои услуги, все назвали при этом примерно одинаковую цену (те самые 400 евро за разворот). Потом пришел один очень хороший профессиональный иллюстратор, и предложил сделать работу за 100 евро за разворот. Ему тут же заказ дали. Коллеги возмущались, потому что это - дэмпинг. Когда книга вышла, все обнаружили, что он довольно элегантно вышел из положения. По сути он все равно сделал работу слишком дешево. Но он не стал там убиваться, и рисовать невесть какие сюжеты. Он сделал картинки так, что их как раз едва еще можно считать "мельтешилками". Вот буквально еще немного меньше, и было бы не оно. Все предметы он нарисовал гораздо более крупно, чем принято в этом жанре, и в каждой картинке занял парадное место каким-то крупным объектом (вроде пожарной машины) которая сразу отожрала добрую треть пространства. Остальное заполнил сюжетиками, 10-15 человечков на разворот, щедро все разбавив одинаковыми кустами и кирпичиками.

Тем не менее - задание он выполнил симпатично, книга вышла, и она хорошая, не стыдно под нее поставить свое имя. Но видна огромная разница между такими вот изданиями, и такими книгами как "весь мир", которую авторы рисовали по собственной инициативе и задумке, "для себя". Там, где заказ - будет вечная борьба за удешевление процесса, и вечное нытье, что это - такой большой расход, надо дать иллюстратору "вперед" сразу кучу тысяч евро. А когда делают для себя - делают как мжно лучше, ничего не жалея, потому что первым делом хотят сделать товар, который будет хорошо продаваться.

А авторская книга - это когда автор все сам придумал, сам себе составил план действий, сам сел нарисовал, потом нашел издательство, которое издало. За первый тираж автор получает фиксированный гонорар, а за дальнейшие переиздания - проценты.

Какие тут преимущества и недостатки?

Недостатки:

- Все делается на свой страх и риск. Теоретически есть риск, что книгу никто не захочет издать вообще. (Тут хорошо бы не слишком отрываться от реальности, и не создавать шедевров, которые совсем никто не может понять. Так же лучше не делать для начала книг, требующих кучи специальных условий печати, делающих производство дико дорогим (например - объемная книга с тремя тысячами деталей или коллажная, где столько же деталей нужно приклеивать в издание вручную, или там 10 спец-цветов на каждой странице).

- Так же есть риск, что какое-то издательство издаст книгу один раз, но откажется переиздавать. Например, потому что первый тираж продался не достаточно лихо. Тогда автор не получит ничего кроме первого гонорара, что все же маловато за такую работу. К тому же обычно с авторами подписывают контракт минимум на 5 лет, поэтому нельзя сразу взять книгу, и отнести ее в следующее издательство.

- Пока автор делает книгу, ему нужно на что-то жить. Если это не десятая книга, и он еще не кормится процентами от предыдущих, такой автор обычно где-то работает (или делает другие иллюстрации на заказ), а книгу делает только в свободное время.

- Даже если книга со временем принесет все деньги, которых она стоит, это произойдет сильно несразу.

Преимущества:

- Можно делать что хочешь, никто ничего не диктует. В этом конечно риск - можно нагородить что-то, что потом никто не захочет купить. Но и большое преимущество, потому что по собственной задумке человек делает то, к чему душа лежит. А когда делаешь с кайфом и с огоньком, обычно выходит очень хорошо.

- Можно делать в своем темпе. Хоть пять лет книгу рисуй. Обычно так делать не рекомендуется, потому что через какое-то время угасает мотивация. Но есть много авторов, рисовавших какое-то важное для них произведение 8 лет. Опытные авторы знают срок, в который лучше заканчивать книгу, и после которого мотивация резко падает. У меня такой срок - год-полтора. Если через год книга не готова на 80%, это очень плохо (уже приходится с трудом дотягивать, а случалось и бросить на год или совсем).

- Можно вложиться по полной, никто не гонит и не торопит. Можно переделывать и допиливать картинки до идеального состояния, пока не станешь всем доволен. Сроки не горят, автор - сам хозяин положения. Когда я делала свою книгу "тайные знания коммерческих иллюстраторов", я где-то в середине работы поняла, что треть иллюстраций нужно переделать. И спокойно переделала. И это было здорово - никто надо мной не стоял с дедлайном.

- Если удастся хорошо продать книгу, она долго будет приносить доход. Сначала за книгу платят первый гонорар. (Обычно за большую авторскую книжку дают 1500-2000 евро, звездным авторам дают больше, но самая обычная цена - это где-то вот так.) Потом, если книга "хорошо пошла" ее начинают переиздавать, и она начинает приносить проценты. В совсем идеальном случае автор на радостях бросается делать новую книгу, и далее выдает минимум одну книгу в год (а авторы детских книг иногда размахиваются до 2, 4 или даже больше книг в год, особенно если есть хорошая упряжка - автор-иллюстратор). Тогда через несколько лет уже можно получать столько процентов от предыдущих книг, что это становится хотя бы небольшой зарплатой. И дальше проще продолжать. Если автор не стал суперзвездой и не нарисовал что-то вроде Гарри Поттера или Груффало, то ему надо около 10 свежих книг, чтобы на это жить.

Правда дальше обычно у 99% авторов наступает "яма". Очень часто это связано с тем, что издательство начинает вмешиваться в процесс и советовать: "А давайте вы лучше сделаете теперь такую книгу" - сюжеты, над которыми дальше хочет работать автор, отвергают или критикуют, подсовывают свои, которые автора не вдохновляют. Многие авторы берутся что-то сделать по просьбе издательства, но выходит уже не так лихо, потому что это не "свое", и горят не так сильно. Очень часто вообще случается, что в этой фазе автор невольно уходит в бойкот. Берется за то, что ему вообще-то не лезло, бросает, не может закончить, потом не решается браться за свое, и так пропускает несколько лет. Пока не возьмется опять за что-то свое (решив забить на советы издательства, которые только мешают). Тут надо так же найти в себе смелость пойти к другому или третьему издательству, если первое не хочет брать все подряд, над чем автору так хочется поработать.

- Еще одно большое преимущество авторских книг в том, что они - авторские. Это означает, что автор сам придумал сюжет, сам же по нему нарисовал картинки. Если кв книге есть текст, он сам его написал. Разумеется, такие тексты еще отредактитрует редактор в издательстве. Но преимущество тут в том, что не надо ни с кем делиться гонорарами, не надо ни у кого покупать права на использование текста и истории. Иногда авторы кооперируются с иллюстраторами - один пишет историю, другой рисует все картинки. Тут гонорары нужно делить на двоих. Но и это все равно еще удобно, т.к. не нужно нигде ни с кем договариваться, кроме этих двух авторов.

***

Я думаю, теперь уже понятно, как это происходит. Автор придумал книжку, сделал себе план, и сел ее рисовать. Кто-то рисует каждый день по несколько часов, кто-то - по выходным. Некоторые берут отпуск, чтобы за него сесть и нарисовать львиную долю заказа. Часто мамы в декрете садятся рисовать первую книгу, потому что пока не работают. (Правда это то же самое, как рисовать книгу параллельно с работой - спокойно порисовать удается только пару часов, пока ребенок спит.)

Но обычно люди находят время, чтобы продвигать такой проект, потому что это - свое, это нравится, очень хочется, горит, и поэтому приоритет высокий и охота велика. Часто в такие проекты объединяются пары. Например, один пишет тексты, другой рисует иллюстрации. Есть несколько тандемов, делающих мельтешилки с миллионами деталей, где муж составляет есть план, обыскивает весь интернет, и создает такие коллажные планы книги, где на каждый разворот уже набросаны фотографии всех объектов, а жена все это отрисовывает начисто. Т.е. мужчина проделывает огромную работу по созданию плана и сбору информации, это часто - половина времени.

Когда все готово, книга вся собирается в ПДФ (многие прямо уже днелают фактически готовое для печати), и либо рассылается издателям, либо для этого нанимается агент. Разумеется, к этому нужно приложить описание проекта. Желательно - буквально в один абзац, чтобы по нему сразу было ясно, в чем гениальная и привлекательная идея книги, в чем суть.

Потом какое-то издательство (или несколько) соглашается издать, предлагает какие-то условия. Контракты надо читать внимательно, и пытаться понять каждое слово, которое там написано. Все непонятное нужно расспросить, узнать и понять - с помощью агента, коллег или юристов. Потом подписывается контракт, книга выходит, и остается пожелать автору, чтобы первое издание разлетелось быстро. Потому что по скорости продаж первого тиража будет зависеть второй и следующий. Конечно здесь авторам всячески рекомендуется тоже принимать участие в продвижении собственной книги. Надо писать об этом в своих соцсетях, ходить и ездить на раздачи автографов, когда зовут, радостно соглашаться на всевозможные интервью, которые просят интернетные или бумажные издания, или может быть даже телевидение.

Ну и, как уже сказано - хорошо бы после первого успеха уже иметь какие-то планы, какая книга будет у вас следующей.
Надеюсь, что теперь стало понятно, как живут авторы таких шедевров?
Можете посмотреть у меня на ютюбе обзоры книг - там все книги - именно такое издания авторских проектов: https://www.youtube.com/c/mammamiu



Смотрите также:

Магазин Белолапик
Все новости в Телеграме
Недетские картинки в Телеграме
Уютный чат в Телеграме
Мой Youtube
Проспонсируйте вкусняшку брошенным кисонькам: http://paypal.me/mammamiu




src

Last posts:
Last posts